Sarvtor.ru

SarVtor.Ru
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Записки историка: строительная культура древних смоленских мастеров

Записки историка: строительная культура древних смоленских мастеров

После того, как было рассказано обо всех известных и исследованных на данный момент памятниках древней смоленской архитектуры, хотелось бы вкратце коснуться темы древней строительной культуры и рассмотреть хотя бы некоторые вопросы. Например, такие: кто строил древние смоленские храмы? Каковы были отличия смоленской строительной технологии от технологий в других землях Древней Руси (и какие это вообще были технологии)? Были ли древнерусские и смоленские строители такими же «вольными каменщиками» как и их европейские коллеги, или нет?

1. Фабрики на окраине

Рябовская мануфактура начинается по диагонали через перекресток от Даниловского рынка. Ткацкое производство здесь появилось в XVII — XVIII вв. В те годы это окраина Москвы. Тут дешевая земля и перекресток дорог, которые ведут на юг России и центр города. Сегодня бы его назвали транспортным хабом. Рядом проходит Камер-Коллежский вал — таможенная граница города, на которой устанавливают охранные заставы. Но стерегут они не от внешних врагов. Первостепенной задачей таможни было пресечение ввоз нелегального алкоголя в Москву.

Состав пробы, характерные свойства

Содержание дополнительных компонентов позволяет улучшить характеристики металла. Но они отличаются. Если среди вещей обнаружился старинный браслет, цепочка или кольцо с 56 пробой золота – что это такое, нужно узнать прежде, чем принимать какие-либо меры.

Изделие является золотым, но отличается составом от современных аналогов с таким же количеством драгметалла. Если перевести пробу из золотниковой системы в метрическую, окажется, что это золотой стандарт России царской и РФ – 585.

Обычно использовали серебро для изменения свойств золотого сплава. Применялись и другие добавки:

  • платина;
  • палладий;
  • медь;
  • никель;
  • олово;
  • латунь.

Золотые серьги с клеймом 56

Плотность

Сегодня золотниковая 56 проба соответствует метрической 585, что позволяет ориентироваться по плотности современного металла. Среднее значение параметра находится в диапазоне 12,5-14 /см 3 . Точнее определить плотность металла сложнее, т. к. тип лигатур в составе разный.

Как результат, изделия, содержащие одинаковую долю золота, отличаются плотностью из-за различного соотношения добавок.

Плавкость

Металл заслуженно называется золотым стандартом. Это означает, что он наделен отличными свойствами, характеризуется высокой плавкостью. Данная особенность позволяет производить украшения, прочие ювелирные изделия сложных форм. Плавкость повышается за счет входящих в состав добавок.

Читайте так же:
Кирпич двойной эффективный м 150

Прочность

Характеристики металла улучшаются при снижении доли золота. Это значит, что 56 проба представляет собой наилучший вариант: материал содержит большое количество драгметалла, но при этом отличается прочностью, выдерживает высокие механические нагрузки.

Золотое кольцо с 56 клеймом

Инертность

Золотой сплав ранее считался неподверженным воздействию агрессивных химических веществ. Теперь его называют условно инертным. Это может значить, что драгметалл чаще всего не вступает в реакцию с химическими веществами.

Но при контакте с некоторыми из них золотой сплав может потерять свойства или полностью раствориться.

Диапазон оттенков и их сплавов

Если металл обозначен стандартным способом – на нем нанесена 56 проба, это не означает, что у него может быть только 1 цвет. Ниже представлены разные комбинации лигатур, а количество золота одинаковое – 58,5%:

Цвет сплаваAg, %Cu, %Ni, %
Розовый (называют еще красным)932,5
Насыщенный желтый18,7522,75
Светло-желтый2813,5
Желто-зеленый (оттенок слабо выражен)38,253,25
Белый25,516,5

Фарфоровые изделия Корниловых

Начав с нуля, братья Корниловы достигли в производстве фарфора такого высокого мастерства, что их работы были представлены на самых разных выставках. Уже в 1939 году, то есть через пять лет после запуска завода, производителей наградили золотой медалью, к которой в дальнейшем присоединились и другие награды. Хотя элитные фарфоровые изделия завода Корниловых имели превосходное качество и были известны во всем мире, спрос на них был только в кругах богатых людей, что было связано с высокой ценой готовой продукции. Именно по этой причине сегодня элитный фарфор Корниловых имеет куда большую для коллекционеров ценность, чем фарфор других заводов.

Подбор сырья

Секрет успеха Корниловых кроется не только в привлечении лучших мастеров, но и в самих материалах. Чтобы изготовить белоснежный фарфор, поражающий своим блеском и изяществом, сырье заказывали в самых разных уголках мира. Так, белую глину везли из Англии и Черниговской губернии, полевой шпат и кварц заказывали в Финляндии, а капсельную глину привозили из Новгородской губернии. Краски, которыми расписывали изделия, тоже приходилось завозить из Франции, хотя многие из них научились делать и на собственном заводе.

Тарелка с голубой каймой и изображением фруктов и цветов. 1840-1861.

Разнообразие продукции

Корниловы любили осваивать новые направления, поэтому на их заводе выпускалась самая разнообразная продукция, чем мог похвастать далеко не каждый их конкурент. Так, в начале 1850-х годов на предприятии начался выпуск изделий в исконно русском стиле. Это были иконы, церковная утварь, раскрашенные к пасхальным праздникам фарфоровые яйца и иные предметы. Михаил Корнилов пожертвовал предметы иконостаса, созданного в память об императоре Александре II, в одну из петербуржских церквей.

С 1880-х годов на предприятии стали выпускать сувенирную продукцию, сюжеты которой обычно приурочивали к памятным датам, юбилеям или знаменательным событиям. Часто во время праздников участникам мероприятия раздавали сувенирные стаканы.

Сувенирный стакан с изображением императора Александра II и текстом указа об отмене крепостного права. 1911 г.

Среди выпускаемой на заводе продукции можно отметить и разнообразные безделушки вроде игрушек и цветов. Их появление связано с тем, что в 1896 году Корниловы присоединили к своему предприятию фарфоровый завод Бенуа. Однако партнерство продлилось всего пару лет. Та же участь постигла и завод Корфа, на котором производили недорогой фаянс. Через год аренды завода Корниловы оставили эту затею, однако в память о тех временах сохранились редкие предметы корниловского фаянса.

Особое значение среди всех экспериментов Корниловых сыграло внедрение в производство в 1885 году электромагнитного способа очистки массы. Благодаря новейшим для того времени технологиям удалось существенно улучшить качество фарфорового черепка.

Ранний фарфор

В самом первом фарфоре Корниловых нашли свое отражение художественные приемы предыдущих поколений, которые были переработаны современными мастерами. В это время многие фарфоровые заводы следовали общим тенденциям в искусстве, а также модным веяниям, продиктованным Императорским фарфоровым заводом. Так появлялось множество изделий с изображениями популярных сюжетов, цветов, пейзажей. В декоративном оформлении обычно использовали разнообразные лепные детали, что придавало готовой продукции более колоритный вид.

Скульптура

Скульптурные работы на предприятии Корниловых выпускали только в 1840-1850 гг., из-за чего готовых изделий сохранилось немного. При создании скульптур мастера завода брали распространенные для того времени темы. Они изготавливали фигурки садовника, цветочницы, пастуха, модели серии «Обезьянья капелла», отображали в скульптурах сюжеты из жизни простых людей или что-то подобное.

Скульптура пастуха. СПб. 1840 — 1861 гг.

Фигура «Мужик с сапогами». 1843-1865.

Кроме общераспространенной тематики за основу сюжета могли взять и что-то более оригинальное. Это могли быть фигуры негра Доминго или дам в восточных нарядах. Особой популярностью пользовались предметы, которые можно было использовать в быту. Речь идет о всевозможных чернильницах, подсвечниках, сосудах для духов, часах. Такие изделия расписывали цветочными узорами и дополняли позолотой.

Подсвечник с фигурой негра Доминго. 1843-1865.

Посуда

Стремясь удовлетворить потребности самого широкого круга населения, братья Корниловы разрабатывали огромное количество предметов самого разного типа на любой вкус. Особенно это отразилось на посуде, которая просто поражала своим разнообразием. На заводе выпускали как сервизы для Императорского двора с огромным количеством роскошных предметов, так и простые сервизы для человека среднего достатка. При этом покупателям предлагались плоские, глубокие, пирожковые и прочие тарелки, блюда для самых разных блюд, чаши, салатники, сырницы, сухарницы, стаканы и кружки самых затейливых форм, чайники, сковородки, кастрюли… Чего только не было в арсенале братьев Корниловых!

Сервиз с драконами. 1840-1861.

Особый интерес для коллекционеров представляют тарелки, выпускаемые после 1890-х годов. В это время появился ряд оригинальных серий, ставших коллекционными. Для одной из них характерно наличие на тарелках текста с названием городов. Тарелки этой серии окрестили «прозвищами жителей русских губерний». Другая серия представляет собой тарелки с рисунками И.Я. Билибина по мотивам русских народных сказок. Эту серию начали выпускать в 1900 году. В ней были запечатлены наиболее известные русские сказки о Царевне-лягушке, Иване-царевиче и других героях народных сказок.

Дот испанской дивизии СС в Александровском парке

Через лесные дебри, мы наконец-то добрались до остатков фашистского ДОТа (долговременная огневая точка) построенного в годы войны на берегу реки Кузьминки.

Дот типа DP-1 рингштанд (тобрук). Вход в дот оказался затоплен грунтовыми водами.

Самое интересное-это надписи и знаки на бетонной плите дота. Они могут рассказать о многом.

Скрещенный пучёк стрел говорит о том, что дот построен солдатами испанской 250-й («голубой») пехотной дивизии, позже переформированной в испанский легион СС

Вызывает интерес надпись «CAGO HONORIO». Перевод слов с испанского языка: «cago»-«дерьмо», «honorio»-имя Онорио, «honor»-«честь». Как один из вариантов, солдаты этой надписью выразили отношение к своему командиру по имени Онорио. Другой вариант перевода: «Если обоср.сь — то с честью!» Возможно это было неким девизом испанских пехотинцев.

Как выглядит клеймо мастера на 84 пробе серебра

Представленная ниже таблица покажет какие разновидности клейм существовали вообще в царской России. Проба серебра 84 проставлялась в нескольких вариациях и внешний вид клейма обновляли с течением времени (пункты 12-17 таблицы).

Основные требования для простановки клейма 84 на серебре: само цифровое обозначение пробы, обращенный влево женский профиль, инициалы управляющего производством. Начиная с 1908г. были внесены изменения. Женский профиль необходимо было развернуть вправо и добавить буквы, указывающие область, где изготовлено изделие. В некоторых вариантах исполнения проставляли год производства, также на антикварных предметах можно найти клеймо мастера.

Профиль женщины в кокошнике, развернутый в левую сторону говорит о том, что вещица была изготовлена до 1908 г., и она имеет для антикваров особую ценность.

Характеристики определения ценности самовара с клеймом

Оценочная стоимость самовара складывается из нескольких характеристик:

  1. Особенности оттиска, его сохранность и возможность прочтения невооруженным глазом всей информации. Смытые отдельные участки клейма могут быть признаком не только усердной чистки самовара, но и подделкой.
  2. Количество клейм и медалей на самоваре. Ошибочно считать, что, чем больше отметин имеет агрегат, тем выше его стоимость. Первые модели прототипов электрочайника имели всего одно клеймо, а медали и другие формы оттисков появились гораздо позже, когда производство самоваров было поставлено на поток.
  3. Особенности производителя, который изготовил самовар. Самые редкие и ценные экземпляры выпущены под фамилией «Баташевы», «Морозовы», «Лисицыны».

Чем лучше видно клеймо на самоваре – тем выше стоимость

О подделке и низкой стоимости самовара свидетельствуют надписи на клейме «правопреемник», либо отсутствие большей части клейма, что не позволяет определить принадлежность агрегата к тому или иному мастеру.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector